Методика организации и ведения субъектами хозяйственной деятельности претензионной и исковой работы в процессе исполнения контрактов (договоров) по результатам осуществления закупок конкурентными способами

АННОТАЦИЯ: Методика регламентирует вопросы организации и ведения претензионной и исковой работы при исполнении субъектами хозяйственной деятельности контрактов и иных гражданско-правовых договоров заключенных ими по результатам осуществлении закупок конкурентными способами ( аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также по результатам участия субъектов хозяйственной деятельности в закупках в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Организация и ведение претензионной и исковой работы, субъект хозяйственной деятельности, контракт, гражданско-правовой договор, конкурентный способ (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений), закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

ANNOTATION: This Methodology reglementary the organization and carrying out of claim and limitation of the work in the performance of economic entities contracts and other civil contracts concluded by results of the competitive procurement methods (auction, contest, request for quotations, request for proposals) and procurement from a single supplier (contractor, executor) in the cases stipulated by the Federal law dated 18 July 2011 No. 223-FZ "On procurement of goods, works, services by separate types of legal entities", as well as the results of participation of subjects of economic activities in the procurement in cases under the Federal law of April 5, 2013 № 44-FL "About contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs".

KEY WORDS: Organization and conduct of claim and action work, business entity, contract, civil contract, competitive method (auction, tender, request for quotations, request for proposals), procurement from a single supplier (contractor, contractor).

 

Общие положения, задачи и функции претензионной и исковой работы

 

Настоящая Методика регламентирует вопросы организации и ведения претензионной и исковой работы при исполнении субъектами хозяйственной деятельности контрактов и иных гражданско-правовых договоров заключенных ими по результатам осуществлении закупок конкурентными способами ( аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также по результатам участия субъектов хозяйственной деятельности в закупках в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Методика разработана с учетом письма Минюста СССР от 19 февраля 1976 г. № К-18-103 «Об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении».

Актуальность разработки методики объясняется объективным нарастанием таких негативных тенденций, как возрастание правовых рисков в сфере хозяйственной деятельности заказчиков торгов, и необходимостью их нейтрализации.

Исключение указанных правовых рисков в области правоприменения должно стать одним из приоритетных направлений юрисконсультов субъектов хозяйственной деятельности. Особому вниманию подлежит вопрос предупреждения правовых рисков в области хозяйственной деятельности заказчиков (участников) торгов. Такие правовые риски могут повлечь негативные последствия субъектам хозяйственной деятельности при осуществлении ими закупочной деятельности, и при решении организационно-хозяйственных вопросов, следствием чего будет ослабление экономической безопасности субъекта хозяйственной деятельности.

Все эти вопросы предопределили необходимость разработки настоящей методики, повлияли на ее практическое воплощение, подчеркивающее актуальность разработки системного подхода по применению комплекса правовых средств, в практической деятельности юридических служб (юрисконсультов) субъектов хозяйственной деятельности.

В настоящей методике представлены:

  • вопросы определения порядка осуществления работы по судебной защите субъектов хозяйственной деятельности;
  • вопросы, регламентирующие мероприятия, проводимые руководителями субъектов хозяйственной деятельности, направленных на исключение случаев причинения им реального ущерба;
  • вопросы документального оформления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения и/или просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (договором);
  • основные материально-правовые и процессуально-правовые средства выявления, предупреждения и нейтрализации правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности в ходе реализации (исполнения) контракта.

Нормативно-правовой базой осуществления претензионной работы являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ);

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основными задачами представленного в Методике алгоритма ведения претензионно-исковой работы, являются:

обзор новых правовых средств предупреждения и нейтрализации правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности в ходе реализации (выполнения) размещаемого им заказа, способных предопределить формирование новых системообразующих ориентиров развития юридической службы субъекта хозяйственной деятельности, позволяющих вывести практическую часть его правовой работы на новый качественный уровень;

подготовка предложений по совершенствованию правовых механизмов нейтрализации правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности из неисполненных контрактов, и из судебных разбирательств в области хозяйственных споров из контрактов.

 

Порядок подготовки и предъявления требования (претензии) ненадлежащему контрагенту

 

Претензию, как и материалы к ней, следует составлять в количестве экземпляров, необходимых для передачи ее ненадлежащему контрагенту, оставления в деле и передачи в арбитражный суд. За исполнением претензий, предъявленных контрагенту, следует установить контроль. Предъявление контрагенту претензии не освобождает подразделение-инициатор от осуществления направленных на понуждение контрагента к выполнению обязательств мер таких, как направление писем, телеграмм, составление актов сверок и т.д.

При положительном ответе на претензию необходимо проверить фактическое исполнение требования, указанного в претензии. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок необходимо внести руководству субъекта хозяйственной деятельности предложение о предъявлении иска в арбитражный суд.

Рассмотрение претензии, поступившей в адрес субъекта хозяйственной деятельности, следует начать с проверки ее юридической обоснованности: убедиться, не истек ли установленный срок исковой давности для данной категории дел проверить правильность ссылок заявителя претензии на нормативные акты, договор и другие документы правового характера и т.п. Проверку фактических обстоятельств, изложенных в претензии, рекомендуется проводить совместно с тем заинтересованным подразделением субъекта хозяйственной деятельности, деятельность которого вызвала претензию.

После проверки составляется проект ответа на претензию. Если при этом имеются разногласия между заинтересованными структурными подразделениями субъекта хозяйственной деятельности, соответствующие материалы должны быть предъявлены руководству субъекта хозяйственной деятельности.

 

Основные вопросы подготовки и подачи исковых заявлений в судебные органы

 

При решении вопроса о представительстве в заседаниях арбитражного суда следует исходить из характера разрешаемого спора. При этом следует иметь в виду, что в ряде случаев целесообразно привлекать к участию в заседаниях арбитражного суда помимо юрисконсульта также и других специалистов (в том числе отдел безопасности предприятия), обладающих необходимыми знаниями по предмету рассматриваемого спора. Так, если рассматривается спор о качестве поставленного товара (работ, услуг), следует обсудить вопрос о выдвижении в качестве представителя субъекта хозяйственной деятельности наряду с юрисконсультом работника отдела материально-технического обеспечения (технического отдела, отдела организации строительства, отдела экспертизы проектно-сметной документации и др.).

Юридический отдел субъекта хозяйственной деятельности (юрисконсульт) должен обеспечивать своевременное получение копий решений, определений и других документов, принимаемых арбитражным судом по делу. Если, по мнению юридического отдела (юрисконсульта), решение или определение является необоснованным, следует внести руководству субъекта хозяйственной деятельности предложение о его обжаловании.

Работу по подготовке отзывов на исковые заявления целесообразно проводить применительно к порядку организации работы по рассмотрению претензий, изложенному в настоящей методике. Если при изучении исковых материалов, а также решений и определений арбитражного суда будут выявлены недостатки в деятельности работы заинтересованного подразделения субъекта хозяйственной деятельности, юридический отдел (юрисконсульт) сообщает об этом руководству субъекта хозяйственной деятельности для принятия необходимых мер, направленных на повторное их недопущение.

За исполнением решения (определения, постановления) арбитражного суда следует установить контроль. В случае если добровольного исполнения судебного акта своевременно не последовало, необходимо подготовить и представить руководству субъекта хозяйственной деятельности соответствующие предложения о предъявлении в банк заявления на списание в бесспорном порядке суммы задолженности (неустойки, иных денежных сумм).

Механизм взыскания денежных средств через банки предусмотрен статьей 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Порядок списания денежных средств со счета должника в банке предусмотрен Положением ЦБР от 10 апреля 2006 г. № 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями» (далее - Положение ЦБР № 285-П).

 

 Обобщение и анализ результатов предъявленных и рассмотренных претензий и исков

 

Юридическому отделу субъекта хозяйственной деятельности (юрисконсульту) необходимо обобщать практику рассмотрения претензий и исков по отдельным категориям дел за определенный период (квартал, полугодие, год) с тем, чтобы уяснить их динамику и изучить влияющие на нее факторы.

Систематизацию судебно-арбитражной практики целесообразно осуществлять по следующим способам защиты нарушенных гражданских прав субъекта хозяйственного оборота:

  1.  применение последствий недействительности ничтожной сделки по подаче заявки на участие в торгах путем предъявления иска (встречного иска);
  2. взыскание неустойки;
  3. присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  4. признания права;
  5. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  6. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  7. самозащиты права;
  8. возмещения убытков;
  9. компенсации морального вреда;
  10. прекращения или изменения правоотношения;
  11. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  12. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  13. иными способами, предусмотренными законом.

Также необходимо анализировать и обобщать следующие данные количество поступающих претензий (исков), на какую сумму (из них удовлетворено); причины непроизводительных расходов (в том числе по чьей вине) и другие данные, позволяющие выявить недостатки в работе заинтересованных подразделений субъекта хозяйственной деятельности. Результаты анализа претензионной и исковой работы следует оформлять в виде справки и представлять ее руководству субъекта хозяйственной деятельности. В необходимых случаях следует вносить руководству субъекта хозяйственной деятельности предложения о проведении специальных совещаний руководителей заинтересованных структурных подразделений, на которых обсуждать подготовленные юридическим отделом (юрисконсультом) во взаимодействии с отделом безопасности субъекта хозяйственной деятельности материалы и вырабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Анализ сложившейся судебно-арбитражной практики позволит с большей долей вероятности прогнозировать результаты судебных разбирательств, что обеспечит возможность своевременного принятия мер процессуально-правового реагирования, для выявления, предупреждения (пресечения) правовых рисков субъекта хозяйственной деятельности из судебных разбирательств, восстановления нарушенных субъективных прав субъекта хозяйственной деятельности, и их надлежащей защиты.

 

Основные материально-правовые и процессуально-правовые средства предупреждения (нейтрализации) правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности в процессе реализации (выполнения) контрактов

 

Для достижения целей предупреждения и пресечения правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности в ходе реализации (исполнения) контрактов должен использоваться системный подход к применению комплекса материально-правовых и процессуально-правовых средств.

При этом арбитражно-процессуальные правовые средства - это основные средства, служащие условием и залогом успешной и четкой реализации материально-правовых, поскольку являются конечным средством достижения результата по взысканию (возмещению) вреда (ущерба) субъекту хозяйственной деятельности.

К арбитражно-процессуальным правовым средствам защиты субъекта хозяйственной деятельности следует относить систему инструментов, предусмотренных источниками арбитражного процессуального законодательства для предупреждения (пресечения) правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности, восстановления нарушенных регулятивных субъективных гражданских прав субъекта хозяйственной деятельности.

В указанную систему юридических инструментов, возможно, отнести следующие правовые средства:

• Аудиозапись судебного заседания в арбитражном процессе, которая является эффективным правовым средством нейтрализации нанесения ущерба (вреда) субъекту хозяйственной деятельности из состоявшегося судебного решения не в пользу субъекта хозяйственной деятельности. Она позволяет провести детальный анализ действиям суда по ходу арбитражного процесса, выявить процессуальные нарушения и устранить при обжаловании судебного решения причины, способствовавшие принятию неблагоприятного для субъекта хозяйственной деятельности судебного акта.

Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется в ходе судебного заседания непрерывно ( часть 6 статьи 155 АПК России). Файлы аудиозаписи судебных заседаний сохраняются в информационной системе арбитражного суда (кроме случаев, когда разбирательство дела производится в закрытом судебном заседании в целях недопущения разглашения государственной тайны).

Материальным носителем аудиозаписи судебного заседания является оптический диск, на котором записана информация о ходе судебного заседания (судебных заседаний) и который обеспечивает возможность сохранения этой информации в неизменном виде. Материальный носитель приобщается к протоколу - помещается в материалы дела после завершения производства по делу в суде соответствующей инстанции. До завершения производства по делу материальный носитель аудиозаписи судебного заседания помещается в материалы дела, если определение арбитражного суда обжаловано отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, и необходимо направить в суд вышестоящей инстанции материалы дела, имеющие непосредственное отношение к этой жалобе.

В указанном случае файлы аудиозаписи последующих судебных заседаний при рассмотрении дела в суде той же инстанции сохраняются в информационной системе арбитражного суда и впоследствии записываются на тот же материальный носитель в дополнение к имеющимся. После завершения производства по делу осуществляется запись на новый материальный носитель всех файлов аудиозаписи судебных заседаний по данному делу.

Ознакомление лиц, участвующих в деле, с аудиозаписью судебного заседания производится в здании суда путем предоставления таким лицам возможности прослушивания соответствующей аудиозаписи, имеющейся в информационной системе суда.

Согласно части 9 статьи 155 АПК России по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, и за его счет может быть изготовлена копия аудиозаписи судебного заседания. При этом, плата за изготовление судом копии аудиозаписи законодательством Российской Федерации не предусматривается, но материальный носитель для изготовления такой копии предоставляется лицом, заявившим указанное ходатайство. Уплата государственной пошлины при подаче ходатайства об изготовлении копии аудиозаписи судебного заседания Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 270 , пунктом 6 части 4 статьи 288 АПК России отсутствие в деле протокола судебного заседания в любом случае является основанием для отмены судебного акта.

Обязательная аудиозапись судебного заседания в арбитражном процессе является эффективным правовым средством нейтрализации правовой угрозы субъекту хозяйственной деятельности из состоявшегося судебного решения не в пользу субъекта хозяйственной деятельности. Она позволяет провести детальный анализ действиям суда по ходу арбитражного процесса, выявить процессуальные нарушения и устранить при обжаловании судебного решения причины, способствовавшие принятию неблагоприятного для субъекта хозяйственной деятельности судебного акта.

• Обращение в судебные органы с встречным иском, о применении последствий недействительности ничтожной односторонней сделки по подаче заявки на участие в торгах, в виду ее несоответствия Федеральному закону «О защите конкуренции». При наличии оснований, предусмотренных статьей частью 3 статьи 132 АПК России (138 ГПК России) субъект хозяйственной деятельности вправе предъявить встречный иск.

Таким основанием являлась ничтожность сделки по подаче заявки для участия в открытом конкурсе в виду несоответствия заявки Федеральному закону № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», и как следствие применение судом последствий ее недействительности. Указанное правовое средство, возможно, рассматривать в качестве эффективного арбитражного процессуального правового средства предупреждения правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности, из планируемых к заключению с ним недобросовестными поставщиками - победителями торгов, контрактов.

Удовлетворение встречного искового заявления исключит полностью возможность удовлетворения искового заявления недобросовестного поставщика к субъекту хозяйственной деятельности о признании недействительным субъектом хозяйственной деятельности заказа; о признании недействительным контракта; об обязании субъекта хозяйственной деятельности заключить контракт.

• Обращение в суд с иском об одновременном взыскании неустойки за нарушение промежуточных этапов исполнения государственного контракта и за нарушение конечного срока по контракту, возможно, рассматривать в качестве эффективного арбитражно-процессуального правового средства предупреждения и нейтрализации правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности из контрактов, исполняющихся с нарушением сроков их реализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК России в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Согласно пункту 1 статьи 330 ГК России неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Взыскание неустойки является как самостоятельным способом защиты гражданских прав ( статья 12 ГК России), так одновременно и самостоятельной формой гражданско-правовой ответственности ( статья 394 ГК России). Кроме того, неустойка в силу статьи 329 ГК России является способом обеспечения исполнения договорных обязательств, поскольку стимулирует стороны к надлежащему выполнению своих обязанностей. Взыскание неустойки ( статьи 330 - 333 ГК России) в качестве способа защиты применяется тогда, когда такая возможность установлена законом (законная неустойка) или договором (договорная неустойка).

• Обращение в суд с иском о признании уступки права денежного требования по контрактам (факторинговой сделки) недействительной (ничтожной), применении последствий ее недействительности и взыскании убытков, возможно, рассматривать в качестве эффективного правового средства, нейтрализации правовой угрозы экономической безопасности субъекту хозяйственной деятельности при исполнении контракта.

В случае выявления факта заключения договора факторинга, обязательства, по исполнению которого обеспечиваются залогом денежных средств, выделяемых для финансирования контрактов, субъекту хозяйственной деятельности необходимо принимать меры к возмещению убытков, причиненных ему такой сделкой.

Финансовый агент (контрагент по контракту), совершая уступку денежного требования, как правило, в обход договорных ограничений, закрепленных в контракте, нарушает условия принятого договорного обязательства перед субъектом хозяйственной деятельности и несет ответственность за убытки, причиненные ему таким нарушением.

Таким образом, с финансового агента должны быть взысканы причиненные субъекту хозяйственной деятельности убытки в виде процентов, уплаченных клиентом банку по кредитным соглашениям (займам), заключаемым им при исполнении договора факторинга, а также размер денежного вознаграждения, который был уплачен клиентом финансовому агенту за услугу по заключению договора факторинга.

Если суд установит, что в действиях финансового агента содержатся признаки недобросовестного поведения в виде несоблюдения уведомительного порядка согласования совершения факторинговой сделки с субъектом хозяйственной деятельности, взысканию в доход субъекта хозяйственной деятельности также должна подлежать сумма денежных займов, представлявшихся банком клиенту по кредитным соглашениям в период действия контракта.

Субъектом хозяйственной деятельности, выступающим заказчиками при исполнении контрактов, необходимо внести изменения в типовые формы контрактов, установив договорные ограничения на совершение уступок денежного требования по контракту в пользу третьих лиц.

Типовую форму контракта необходимо дополнить условием, запрещающим уступку права денежного требования (цессии) по контракту в пользу третьего лица, следующего содержания: «При исполнении контракта не допускается перемена подрядчика (исполнителя), за исключением случая, когда новый подрядчик (исполнитель) является правопреемником подрядчика (исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Уступка или передача права требования по контрактам третьим лицам не допускается».

При этом необходимо включить в контракт условие о том, что при нарушении поставщиком (подрядчиком) соглашения о запрете уступки по контракту он обязан оплатить субъекту хозяйственной деятельности штраф в размере 100% уступленных денежных требований. Указанное условие позволит исключить возможность уступки денежного требования по контракту в пользу третьего лица и обеспечить правовую защиту экономических интересов субъекта хозяйственной деятельности из контрактов.

• Механизм самостоятельной реализации субъектом хозяйственной деятельности исполнительного документа о взыскании с должника денежных средств, через банк, обслуживающий кредитные счета должника, без привлечения судебных приставов-исполнителей, возможно, рассматривать в качестве эффективного арбитражно-процессуального правового средства предупреждения правовой угрозы экономическим интересам субъекта хозяйственной деятельности из не исполняющихся судебных решений. Исполнение судебных решений через банк позволит обеспечить поступление взысканных субъектом хозяйственной деятельности с должника денежных средств в максимально короткие сроки без инфляционных издержек.

В качестве дисциплинарно-правового средства, возможно, отнести обращение в Минюст России, о принятии в отношении адвокатов, нарушающих законодательство Российской Федерации об адвокатуре и адвокатской деятельности мер дисциплинарной ответственности, которое является эффективной мерой правового реагирования в отношении недобросовестных действий адвокатов, которыми причиняется ущерб (вред) субъекту хозяйственной деятельности в процессе судопроизводства. Указанное правовое средство позволит предупредить неправомерные действия адвокатов по делам, рассматриваемым арбитражными судами с участием субъекта хозяйственной деятельности, и предотвратить причинение ему экономического ущерба из не исполняющихся судебных решений, в виду недобросовестности действий адвокатов.

В качестве организационно-правового средства, возможно, отнести обращение в адрес председателя совета директоров о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества, допустившего ограничение (прекращение) отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг субъекту хозяйственной деятельности при исполнении им контракта.

В качестве основного мотива для принятия советом директоров общества (наблюдательным советом) решения о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества, субъекту хозяйственной деятельности необходимо использовать наличие убытков, причиненных ему виновными действиями (бездействиями) единоличного исполнительного органа общества. Наличие убытков является одним из основных условий имущественной ответственности членов органов управления хозяйствующих обществ, на что прямо указывает пункт 2 статьи 71 Федерального закона «Об акционерных обществах». Убытки согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 15 ГК России складываются из реального ущерба; и упущенной выгоды в виде неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Взыскание субъектом хозяйственной деятельности неустойки за нарушение договорных обязательств неизбежно приведет к убыванию денежной массы из оборота лица, допустившего нарушение прав субъекта хозяйственной деятельности при исполнении им контракта, и к уменьшению прибыли, и должно использоваться субъектом хозяйственной деятельности как для принятия мер организационно-правового характера в отношении единоличного исполнительного органа общества, так и для его имущественной ответственности.

Указанная мера правового реагирования позволит предупредить угрозу экономической безопасности субъекту хозяйственной деятельности из некомпетентных действий единоличного исполнительного органа контрагента (генерального директора) при исполнении договоров по обеспечению субъекта хозяйственной деятельности топливно-энергетическими ресурсами, оказанию услуг связи и коммунальных услуг, для целей исполнения контракта.

В качестве административно-правового средства, возможно, отнести обращение в Федеральную антимонопольную службу России о принятии мер влекущих юридическую ответственность хозяйствующих субъектов, признанных победителями торгов за счет их необоснованного демпинга по цене исполнения контрактов.

Также, обращения субъекта хозяйственной деятельности в указанный контрольно-надзорный орган о принятии мер правового реагирования влекущих административную ответственность хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих договорные обязательства, является эффективным административно-правовым средством нейтрализации правовой угрозы экономической безопасности субъекту хозяйственной деятельности из контрактов, неисполненных в установленные сроки.

В указанных случаях, при подаче заявления в антимонопольный орган необходимо указывать, что ненадлежащий контрагент подает заявки на торги, с условиями по цене и сроку выполнения работ (оказания услуг) не соответствующими разумности и справедливости по отношению к иным участникам торгов.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещает недобросовестную конкуренцию. Принятие в отношении ненадлежащего контрагента средств административно-правового реагирования позволит предупредить правовую угрозу субъекту хозяйственной деятельности из не исполняющихся контрактов.

В качестве дисциплинарно-правовых средств, возможно отнести:

• Обращение в адрес председателя арбитражного суда, о принятии мер дисциплинарной ответственности организационного характера, влекущих юридическую ответственность судей, допускающих процессуальные нарушения, приводящие к принятию неблагоприятных решений для субъекта хозяйственной деятельности. Досрочное освобождение судьи, при установлении фактов системного нарушения им процессуального законодательства в процессе судопроизводства, от административной должности председателя судебного состава, либо отказ в повторном его переназначении на указанную должность, является эффективным правовым средством предупреждения правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности из будущих судебных разбирательств в соответствующем арбитражном суде.

• Обращение в квалификационную коллегию судей, о принятии мер влекущих дисциплинарную ответственность судей, принимающих неправосудные решения, которое является эффективным правовым средством предотвращения нанесения ущерба (вреда) субъекту хозяйственной деятельности из будущих судебных разбирательств в арбитражных судах (федеральных судах общей юрисдикции), в составах которых судьи привлекались к дисциплинарной ответственности.

• Обращение в адрес саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования о принятии мер влекущих дисциплинарную ответственность хозяйствующих субъектов, нарушающих договорные обязательства, которое является эффективным правовым средством нейтрализации правовых рисков субъекту хозяйственной деятельности из контрактов, неисполненных в установленные сроки.

В качестве гражданско-правового средства защиты экономических интересов субъекта хозяйственной деятельности Российской Федерации из контрактов, возможно рассматривать протокол разногласий к контракту. При этом необходимо заметить, что оформление протоколов разногласий к контрактам в основном касается договоров, подлежащих заключению в обязательном порядке, в случаях, предусмотренных статьей 445 ГК России, в соответствии с которой сторона, направившая протокол разногласий и получившая отказ, может передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

К договорам, заключение которых обязательно, относят публичный договор ( статья 426 ГК России); договор, заключенный на основании предварительного договора ( статья 429 ГК России); договор, заключенный путем проведения торгов ( статья 447 ГК России); государственный контракт для поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара ( пункт 2 статьи 110 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Также необходимо заметить, что, несмотря на то, что ГК России напрямую предусматривает возможность составления протокола разногласий лишь для определенных типов договоров, такие протоколы, возможно, составлять в отношении любых гражданско-правовых договоров. Таким образом, контракт, как форму гражданско-правового договора и своевременно оформленные протоколы разногласий к нему, возможно, рассматривать в качестве универсального гражданско-правового средства защиты экономических интересов субъекта хозяйственной деятельности из исполняющихся контрактов.

 

Заключительные положения

 

Настоящая методика успешно апробирована автором методики в правовой работе по защите нарушенных прав субъектов хозяйственной деятельности, и предлагается в качестве матрицы для утверждения субъектами хозяйственной деятельности Инструкции по организации и ведению ими претензионной и исковой работы в ходе выполнения (реализации) контрактов.

Консультация